Никому не нравится «Лада». Их берут из-за цены, а наша таможня «закидывает» пошлинами иномарки, чтобы повышать цены на машины из Тольятти и хоть как-то сохранить завод. Он убыточный и всегда будет таким до модернизации. Но мы обязаны его сохранить и тащим этот «чемодан без ручки».
Почему так? Почему не создают новый крутой отечественный бренд?
Ещё студентом я хотел развивать отечественный автопром и не мог найти ответа на этот вопрос. Мне было интересно, почему ГАЗ и ВАЗ именно «такие». Я учился на испытателя космической техники и видел эту отрасль изнутри в университете при изучении артиллерии, спутников, ракет и на практике в Роскосмосе. И думал: неужели мы умеем производить только одноразовую технику, как патроны…
Но ответ кроется в макроэкономике, которую в 20 лет было ещё не понять. Сейчас могу сказать: причина – это рынок сбыта. Если для космоса и снарядов всегда есть монопольный заказчик – Государство, то автопрому получить такого потребителя тяжелее. В госзаказе нет рынка, покупает всегда сама страна, это планируют в госбюджете, как было в СССР. А вот советский автопром после развала страны не понял, что делать, так как был частью плановой экономики, и когда столкнулся с экономикой рыночной, после приватизации и бардака – быстро встал на колени. Как и другие производства гражданского назначения, от сковородок до швейных машин.
Но людям нужны новые машины, этот рынок увидели мировые автогиганты. В 2012-13 годах в России продавали 2,1 млн. новых машин в год (2021 перед СВО 1.8 млн). Эту нишу заполнили в своё время Ford, GM, VAG, корейцы и другие. Ребята делали деньги, применяя свой рыночный подход и многолетний опыт. У наших машин не было ни того, ни другого.
Этому способствовали бесперспективные 80-е и сложные 90-е годы, бесконтрольный «наплыв» иномарок до середины нулевых годов. Появились разные личности и стали подливать масла в огонь, которым горел отечественный автопром. Все осознанно захотели иномарку. Так исчезли заводы Москвич, Иж, СеАЗ, ЗИЛ, Краз, Урал и легковой ГАЗ. Мы сами и загубили этот рынок, променяв на бургеры, колу и жвачку. И это не степень вины, это – экономический факт, который нужно исследовать, чтобы менять ситуацию.
Для того, чтобы создать свой независимый автопром и удовлетворить патриотический спрос населения, необходим сильный рынок сбыта, хотя бы 3-5 млн. автомобилей в год. Но за 2022 год в России продали всего 626 тысяч новых машин всех мировых брендов, этого мало (из них 174 тысячи — Лада, и 161 тысячу втроём вместе Рено, Киа и Хёнде, которых теперь нет). Для сравнения, в Европе за июнь 2023 продали 1 млн. 45 тысяч новых машин, а Китай за весь 2022 внутри своей страны выдал более 25 млн. Потому там такой самоконтроль и сумасшедший рост качества.
Будет ли сильный рынок сбыта у нас в ближайшие 3-5 лет? Нет.
Знают ли это крупные инвесторы и гос.сектор? Конечно, да.
Так почему не создают новый крутой отечественный бренд? Потому что это невыгодно.